При выборе строп оцениваются следующие технические требования:
- максимальная удельная прочность;
- минимальная собственная масса;
- отсутствие вредных воздействий на груз и его повреждений;
- безопасность персонала;
- исключение возможности самопроизвольного освобождения груза;
- долговечность или достаточный технический ресурс;
- современный дизайн и удобные условия работы персонала.
В комплект поставки стропа, кроме самого стропа с маркировочной биркой, входит паспорт, в котором указывается:
- наименование предприятия-изготовителя;
- тип изделия;
- грузоподъемность, длина;
- порядковый номер по системе нумерации изготовителя;
- год и месяц выпуска;
- дата испытаний, результаты проверок и испытаний.
А) КАНАТНЫЕ СТРОПЫ – стропы, изготавливаемые из стальных канатов.
Существуют следующие типы канатных стропов:
- СКП – строп канатный одноветьевой (петля – петля);
- 1СК – строп канатный одноветьевой (крюк - петля, крюк – крюк, коуш- коуш)
- 2СК – строп канатный двухветьевой;
- 3СК – строп канатный трехветьевой;
- 4СК – строп канатный четырехветьевой;
- СКК – строп канатный кольцевой.
Б) Цепные СТРОПЫ– стропы, изготавливаемые из цепи.
Существуют следующие типы цепных стропов:
- 1СЦ – строп цепной одноветьевой (крюк - звено, крюк – крюк, звено - звено);
- 2СЦ – строп цепной двухветьевой;
- 3СЦ – строп цепной трехветьевой;
- 4СЦ – строп цепной четырехветьевой;
- 2СЦ ВЗ – строп цепной с кольцевыми стропами.
- УСЦ – стропа цепная кольцевая.
В) Текстильные ленточные СТРОПЫ – стропы, изготавливаемые из полиэстровой ленты.
Существуют следующие типы текстильных ленточных строп:
- СТП – строп текстильный одноветьевой (петля – петля);
- 1СТ – строп текстильный одноветьевой (крюк - петля, крюк – крюк, коуш- коуш)
- 2СТ – строп текстильный двухветьевой;
- 3СТ – строп текстильный трехветьевой;
- 4СТ – строп текстильный четырехветьевой;
- СТК – строп текстильный кольцевой.
КАНАТНЫЕ СТРОПЫ
Стальные канатные стропы наименее трудоемкие в изготовлении,чем стропы других типов, надежны и устойчивы к резким динамическим нагрузкам, поскольку сглаживают их. Разрушение каната происходит не внезапно, а постепенно, что позволяет отслеживать его состояние и своевременно выбраковывать. Основная причина широкого распространения канатных строп у нас в том, что они значительно дешевле, чем другие виды стропов (текстильные, цепные).
Недостатки канатных строп:
- можно легко пораниться порванными проволоками внешних прядей;
- при обвязке грузов с острыми углами в канате возникают остаточные деформации, из-за чего быстро приходит в негодность весь строп.
ЦЕПНЫЕ СТРОПЫ
У цепных стропов есть ряд преимуществ по сравнению с стропами из стального каната. Например, стальной канат диаметром 40 мм (и более) практически невозможно или очень трудно согнуть, чтобы взять груз «на удавку». Чтобы сложить пополам цепной строп такой же или даже большей грузоподъемности, вообще не требуется особых усилий. Цепные стропы более безопасны в работе. В процессе эксплуатации верхние слои проволоки ломаются, и на стальном канате появляются острые, как иглы, металлические волоски; кроме того, поведение рвущегося каната непредсказуемо. Все это может привести к серьезным травмам. Цепь, напротив, сначала пластически деформируется. Это достаточно четко фиксируется при визуальном осмотре, и тогда можно вовремя изъять ее из обращения. Контролировать состояние цепных стропов на предмет их годности к дальнейшей эксплуатации довольно легко, если периодически проводить замеры диаметра и шага цепных звеньев.
Цепные стропы в целом значительно более долговечны, чем канатные, и их можно ремонтировать. При правильной эксплуатации, т. е. без перегрузок, при своевременном ремонте и замене изношенных деталей, они могут прослужить практически неограниченно долгое время. Более того, есть такие области применения, где никакие другие грузоподъемные приспособления использовать вообще нельзя. Например, из всех гибких грузоподъемных приспособлений только цепные стропы используются при очень высоких температурах и при наличии открытого огня, а кроме того, для подъема и перемещения грузов с острыми кромками без специальной защиты.
Цепные стропы широко используют на металлургических предприятиях, и потому особое внимание уделяется их защите от высокотемпературной коррозии и окисления. Специальное покрытие, которое наносят на все элементы стропов, позволяет эксплуатировать их в условиях кислой среды (pH<7) и при температуре от –40 до +200 °C без уменьшения грузоподъемности. Использование стропов возможно при температурах до +400 °C, но с учетом понижающего грузового коэффициента, и ниже –40 °C без ударных нагрузок, но при условии согласования режимов с изготовителем. При эксплуатации цепных стропов при температуре выше 200 °С предельная рабочая нагрузка сокращается.
ТЕКСТИЛЬНЫЕ СТРОПЫ
Для доставки тяжелых, но сравнительно хрупких предметов, например пианино, используют простой и распространенный текстильный строп. В некоторых случаях они являются единственно возможным приспособлением для обвязки и строповки груза. В большей степени это касается грузов, нуждающихся в бережном обращении.
Главным достоинством текстильных строп, является их свойство не повреждать груз, а потому они незаменимы для строповки грузов с мягкими, обработанными или окрашенными поверхностями, например изделий из резины, пиломатериалов, мебели, мешков с сыпучими материалами, мягких тюков, труб, деталей, станков, мелких судов и т. п.
Кроме высокой устойчивости к истиранию и прочности текстильным стропам присущ целый комплекс уникальных свойств:
- грузоподъемность до 25 т и полезная длина до 50 м;
- допускаемая рабочая температура от – 60 до +100 °C (на прочность стропа из полиэфира( polyester) не влияет воздействие даже 75-градусного мороза);
- высокая стойкость к воздействию большинства кислот, даже сильных;
- хорошая стойкость к воздействию щелочных растворов и морской воды (а при комнатной температуре – и крепких щелочей);
- стойкость к воздействию нефти, органических и неорганических растворителей;
- стойкостью к действию плесени;
- высокое электрическое сопротивление;
- влагопоглощение на уровне 4% при 20 °С;
- относительное удлинение при рабочей нагрузке не более 5%.
По сочетанию эксплуатационных, прочностных, весовых и эстетических свойств текстильные стропы, пожалуй, можно признать идеальными для большинства перерабатываемых грузов.
Главный их недостаток – повреждаемость нитей самого стропа при работе с грузами, имеющими острые кромки или шероховатую поверхность. Чтобы избежать повреждения стропа, используют специальные защитные приспособления – рукава разной длины или накладки, которые увеличивают срок службы подъемных и крепежных средств, предотвращают повреждение и стропа, и груза.
КАНАТНЫЕ СТРОПЫ
Существуют два способа заделки концов ветвей стропов:
- опрессованной алюминиевой втулкой
- заплёткой.
В первом случае пряди из алюминиевых сплавов прочно сцепляются в соединяемых канатах путем запрессовки прядей во втулку, образуя однородное по сечению тело.
Способ заплётки заключается в том, что пряди распущенного конца каната вплетаются между прядями нераспущенного каната. Заделка концов каната универсальных стропов выполняется только заплёткой.
ЦЕПНЫЕ СТРОПЫ
Обычно крепление элементов стропы производиться либо с помощью – переходных элементов, либо (если это предусмотрено конструкцией) непосредственно в крюк звено прочее.
ТЕКСТИЛЬНЫЕ СТРОПЫ
Обычно крепление элементов стропы производиться методом прошивки – швейной машиной.
КАНАТНЫЕ СТРОПЫ
Коэффициент запаса прочности: 6:1
Существуют два способа заделки концов ветвей стропов:
ЦЕПНЫЕ СТРОПЫ
Коэффициент запаса прочности: 4:1
ТЕКСТИЛЬНЫЕ СТРОПЫ
Коэффициент запаса прочности: 7:1
ОСОБЕНННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СТРОПОВ:
а) разрешается использовать канатные стропы в температурном диапазоне от -40 до +200 °C, учитывая предельные рабочие нагрузки в зависимости от температуры, тип концевого грузоподъёмного приспособления, материала втулки сердечника;
б) следует избегать контакта канатных стропов с кислотами и другими химическими веществами, если строп предполагается использовать в химически агрессивных условиях в сочетании с высокими температурами, следует проконсультироваться с производителем;
в) грузоподъемные стропы общего назначения запрещается использовать для подъема людей, расплавленного металла и других опасных грузов.
1. ПЕРЕД ПЕРВЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТРОПА НЕОБХОДИМО УДОСТОВЕРИТЬСЯ, ЧТО:
- имеется паспорт на продукцию от производителя;
- грузоподъемность, указанная на бирке стропа соответствует информации, указанной в паспорте;
2. ПЕРЕД КАЖДЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТРОПА НЕОБХОДИМО:
- производить осмотр и визуальную выбраковку;
- проверять наличие бирки и читаемость информации;
- осматривать изделие на предмет коррозии, изломов и скручивания каната, оборванных прядей и проволок, повреждений или дефектов грузоподъемных фитингов (для канатных стропов), наличие разряжены пространств порывов ленты (для текстильных строп), осматривать изделие на предмет коррозии, изломов повреждений цепи и фитингов (для цепных строп).
Выбор и применение:
- определить фактическую массу и центр тяжести груза, точки соприкосновения и предполагаемый метод строповки;
- при выборе строп следует помнить, что запас прочности у них уже есть (предусмотрены техническими условиям при их изготовлении) и бездумно увеличивать их грузоподъемность нет необходимости, так как при неправильном выборе строп ими будет банально не удобно пользоваться.
- соблюдать указанные в паспорте рабочие нагрузки и учитывать углы между ветвями для многоветьевых стропов с учетом коэффициента грузоподъемности;
- необходимо правильно подбирать строп по конструкции и длине;
- зацепление грузов необходимо осуществлять с учетом правили способов строповки;
- для защиты конструкции стропа от преждевременного износа при строповке грузов с острыми кромками, нужно использовать специальные защитные накладки;
- запрещается поднимать защемленные грузы, а также грузы с неопределенной массой;
- во избежание раскачивания груза для правильного его позиционирования, рекомендуется применять специальные оттяжки;
В большинстве случаев стропы ремонту не подлежат. Единственный строп у которого возможен частичный ремонт – это цепной строп (при условии его визуального осмотра для принятия решения о его дальнейшей эксплуатации и смысла ремонта).
Стропы не проходят повторные испытания при наличии паспорта и удовлетворительном визуальном осмотре их можно использовать.
Проверка и техническое обслуживание строп:
- редко используемые стропы должны осматриваться на предмет годности ответственным лицом не реже одного раза в 10 дней с записью в журнал осмотров;
- работник (стропальщик), выполняющий грузоподъемные работы, должен осмотреть строп на наличие видимых дефектов непосредственно перед использование.
Консультация
от настоящих
профи своего дела
Мы знаем ответы на все вопросы о грузоподъёмном оборудовании, которые вы всегда хотели спросить, но боялись сделать это ))